Для того, чтобы немного понять на первых этапах чего же вы хотите:
(описываю языком автора текста Андрея Юдина)
Три танца психотерапии
За десять лет нахождения в психотерапевтическом поле я перевидал практически все мыслимые и немыслимые методы, подходы и техники, начиная с самых респектабельных и заканчивая дремучей эзотерикой и даже полумошенническими практиками. Многие из них я опробовал лично на себе из профессионального интереса: я смотрел курсы Тони Роббинса, жесткие разборы Бизнес-молодости и группы Ройтмана, проходил марафоны, брал терапевтические сессии у психоаналитиков, гипнотерапевтов и просветленных гуру, и один раз даже сходил на лекцию-консультацию Лабковского в Москве.
Оглядываясь назад, я понимаю, что в сущности всю психологическую помощь, придуманную человечеством, можно поделить на три вида, у каждого из которых есть своя сфера применения, свой уровень эффективности и своя танцевальная метафора:
1. "Делай раз, делай два" - это уровень рациональных мыслей и упражнений. Сюда можно отнести любую жестко регламентированную и протоколированную терапию, все "разборы" и разговоры о проблемах на рациональном уровне, все онлайн-курсы, марафоны и чат-боты, почти весь коучинг и почти все обучение психологическим навыкам.
Эта работа обычно полезна в двух случаях: когда человек страдает тяжелым клиническим заболеванием с сильным дефицитом базовых навыков саморегуляции и организации своей жизни (типичный пример помощи в таких ситуациях - ДБТ-терапия Марши Линехан), либо если человек никогда не работал со специалистом, практически ничего не знает о психологии и хочет приобрести самые базовые знания о себе в качестве развлечения или просто для общего развития. Для работы на этом уровне, психологу не требуется особенно тонких профессиональных навыков - достаточно пройти довольно недолгое обучение и научиться пользоваться готовыми инструкциями. В терминах танцев такую работу можно представить в виде "танца со стулом" - терапевт здесь не является живым человеком со своими переживаниями, а роль партнера по танцу выполняет план, методика или набор заготовленных идей.
2. "Слышу, сочувствую, поддерживаю" - это уровень эмпатического слушания и сопереживания. Это тот уровень, на котором работают почти все начинающие психотерапевты и большинство опытных. Также сюда можно условно отнести все методы терапии, в которых считается, что достаточно хорошо поддержать и полюбить клиента, настроиться на его переживание, подставить плечо, "просто побыть рядом" - и клиент сам поймет себя найдет наилучшее решение своей проблемы. Именно этот уровень соответствует статистически измеренным эффектам психотерапии, всплывающим в исследованиях, и именно он ответственен за то, что почти у всех методов психотерапии они в результате замеров получаются примерно одинаковыми.
Такая работа может быть полезна людям, которых никогда не слушали и не понимали, у которых нет опыта увиденности и эмоционального отражения. Для работы на этом уровне также не требуется особенных навыков, достаточно 1-2 лет обучения в послевузовской программе по психотерапии, хотя несомненно чем больше у человека образования, тем точнее и тоньше работа. В терминах танцев в этом подходе клиент танцует свой танец, а терапевт включается в уже готовый танец в роли чуткого, но подчиненного партнера, танцующего на полшага позади.
3. "Дзен" ("у-вей") - это уровень аутентичной экзистенциальной встречи. Он возможен только в подходах, в которых ни у клиента, ни у терапевта нет жестко зафиксированной роли в терапевтическом процесс (точнее, роль может радикально меняться в разные моменты времени) - а именно, в психоанализе, гештальт-терапии, современной экзистенциальной терапии и т. п. Но даже в этих подходах специалисту требуется много личной терапии и много дополнительного обучения, чтобы частично перейти в своей работе на этот уровень.
Такая работа может быть полезна всем, но самую большую пользу от нее могут получить люди с самыми глубокими психологическими проблемами - клинической депрессией, суицидальными попытками, большим количеством травматического опыта и опыта абьюза, опытом самоповреждения, пищевыми расстройствами и т. п. Для начала работы на этом уровне большинству людей требуется несколько лет еженедельной личной терапии на аналогичном уровне и много лет обучения в послевузовских программах по психотерапии. Со стороны такая работа часто выглядит как смесь необъяснимой незапланированной магии и сконцентрированных, точечных хирургических действий терапевта. В терминах танцев в этом подходе и терапевт, и клиент откладывают в сторону свои привычные танцы, и, позволяя себе быть максимально неуклюжими и наступать друг другу на ноги, вырабатывают с нуля абсолютно новый танец, уникальный для их пары. Сам этот процесс постепенно приводит к разблокировке ранее заблокированных творческих способностей психики - которые клиент далее может принести в свою жизнь вне терапии, чтобы стать счастливее (метафора Питера Филиппсона).